Доклад епископа Фотия на IV Епархиальных Кирилло-Мефодиевских чтениях

Доклад епископа Фотия на IV Епархиальных Кирилло-Мефодиевских чтениях

Всечестные отцы, братья и сестры!

Уважаемые участники IV Епархиальных Кирилло-Мефодиевских чтений, а также участники IV Съезда директоров и преподавателей воскресных школ Югорской епархии!

Сердечно приветствую всех вас и поздравляю с началом работы и Чтений, и Съезда! Наши Чтения посвящены Дням славянской письменности и культуры и носят тематику: «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее». Они приурочены к 705 – летию со времени рождения преподобного Сергия Радонежского. Один из форумов Чтений посвящен 100 – летию со дня рождения русского писателя Даниила Гранина.
Мне бы хотелось сегодня немного рассказать о преподобном Сергии Радонежском и о его трудах на благо Русского государства. Кто не знает о существовании Троице-Сергиевой лавры, величественном памятнике истории, религии, архитектуры, жемчужине православной России? Слава лавры повсеместна и заслуженна, ибо у её истоков стоял преподобный Сергий Радонежский - «ангел-хранитель и печальник русской земли». Какими только эпитетами не награждался преподобный, вошедший в историю под славным именем Сергий Радонежский! Он и величайший из пророков, и народный святой, и миротворец, и дипломат-прозорливец, и «собиратель Руси». Вот как, например, пишет о преподобном Сергии Радонежском наш историк Василий Осипович Ключевский: «Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамки времени, когда жили их носители. Это потому что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века и стало практической заповедью, заветом тем, что мы привыкли называть идеалом. Таково имя преподобного Сергия Радонежского. Это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания».
Сам преподобный родился в 1314 году в семье Ростовских бояр Кирилла и Марии, и был наречен при крещении Варфоломеем. В семь лет был отдан учиться грамоте в церковную школу, но грамота ему плохо давалась. Однажды отец послал Варфоломея разыскать коней в поле. Мальчик во время поисков своих вышел на поляну и увидел под дубом "старца, погруженного как бы в молитвенное созерцание". Варфоломей приблизился, а старец спросил отрока: "Что тебе надо, чадо, от меня?" и отрок сказал: «Чтобы Бог помог мне одолеть грамоту». Старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел ему съесть, сказав: "Сие дается тебе в знамение Благодати Божьей и уразумения Святого Писания, не скорби более, чадо мое, о грамоте, ибо отныне даст тебе Господь разум в учении". С этого времени Варфоломею стало легче учиться, и как бы проснулось предчувствие предстоящего его подвига, он всею душой полюбил богослужение и изучение священных книг.
Около 1330 года, спасаясь от нашествия монголо – татар, семья его перебралась из Ростова в Радонеж. Отсюда и начался трудный подвиг - на "взыскание места пустынного". Этим было положено начало нового духовного монашеского подвига. Впоследствии в этом месте возник славный Троицкий монастырь в честь Живоначальной Троицы.
Спустя десять лет по основании Обители около неё постепенно стали селиться крестьяне, скоро они окружили монастырь своими посёлками. Простота, великая сердечность Преподобного, отзывчивость на всякое горе и, более всего, его ничем несломимая вера в заступничество Сил Превышних, и отсюда ясная, радостная бодрость, не оставлявшая его в самые тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого. Всеобщее признание и почитание ни в чём не изменили его. Ни уклад его жизни, ни обращение с людьми; он с равною внимательностью и любовью общался как с князьями, обогащавшими его Обитель, так и с бедняками, питавшимися от монастыря. Всегда оставался простым и кротким наставником.
В лице преподобного Сергия-игумена Радонежского мы имеем образ истинного Вождя, входящего как во внутреннюю, так и во внешнюю жизнь доверившихся ему людей. Он мог быть снисходительным, но нигде не видно было попустительства. Именно присущая ему великая духовная сила покоряла все человеческие сердца.
Можно сказать, что подвижническая жизнь преподобного Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное учение, отметила новую эру в жизни Русской земли. Благодаря широкому установлению им и учениками новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг тихих «монастырей-школ» целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему. Разве могла быть одержана победа над страшным врагом, если бы дух народа не был напитан огненной благодатью, исходившей во всей её неисчерпаемости от великого Наставника и Заступника? Конечно, все это заслуги преподобного Сергия Радонежского.
На примере жизни преподобного Сергия, мы можем учиться. Учиться смирению, покаянию, любви к ближнему, терпению, уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. Именно преподобный Сергий Радонежский является покровителем учеников и студентов. Именно его просят о помощи в учёбе. Таких людей, как преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, мы должны всегда помнить и чтить, ведь он сыграл выдающуюся роль в судьбе нашей страны.
В эти дни, мы также проводим IV Епархиальный съезд директоров и преподавателей воскресных школ, и мы собираемся для того, чтобы обсудить вопросы, касающиеся развития воскресных школ нашей епархии. Здесь нужен вдумчивый творческий подход: важно учитывать имеющийся опыт, предлагать новые формы религиозно-нравственного воспитания в духе соборного разума Церкви. Наша задача дать ребёнку не просто некое рассудочное знание о Боге, но, в первую очередь, привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, передаваемой "от сердца к сердцу". Если ребенок, придя в воскресную школу, почувствует, что такое духовная любовь, теплота веры, искренность сердечных ощущений; увидит этому примеры, и сам многое опытно переживёт – это останется с ним уже навсегда и поможет самостоятельно пополнять свои знания о христианском вероучении.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к участникам всеразличных форумов и встреч, говорит: «…вопросы православного обучения и нравственного воспитания, являются приоритетным пунктом в повестке дня Православной Церкви».
Поэтому, главное концептуальное положение, на которое нужно ориентироваться в такой деятельности, таково: воскресная школа, прежде всего, призвана формировать в своих стенах духовную среду, основная характеристика которой - это атмосфера соборной православной церковной общины.
Дорогие братья и сестры! Вы прибыли на Кирилло-Мефодиевские чтения и на Съезд, чтобы поделиться своими наработками и опытом, узнать нечто новое. Сердечно желаю всем организаторам и участникам Кирилло-Мефодиевских чтений и Съезда плодотворной работы, взаимопонимания и духа соработничества, дабы Всемогущий Господь укрепил нас в трудах на пользу Матери-Церкви и даровал крепость сил и Свою не оскудевающую помощь в служении ближним.
Молитвами святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских и преподобного Сергия Радонежского да поможет нам Господь в трудах на благо народа и Отечества, в сохранении и приумножении культурного достояния. Помощи вам Божией!


Благодарю за внимание!

 Епископ Югорский и Няганский Фотий

 г. Югорск, 12 апреля 2019 г.